T-Investments
定期購入: 5 購読者: 990

ブログ

Яндекс: хорошие результаты за 2024 год и амбициозные цели на 2025-й

Вчера IT-гигант представил финансовые результаты за четвертый квартал и весь 2024 год, которые мы оцениваем позитивно.


Финансовые результаты четвертого квартала



Выручка выросла на 37% г/г (до 340 млрд рублей). Это немного выше темпов роста в третьем квартале (тогда было +36% г/г).
Скорректированная EBITDA увеличилась на 24% г/г, до 48,7 млрд рублей. Таким образом, рентабельность по данному показателю составила 14,3%.


Итоги 2024 года



Выручка выросла на 37% г/г (до 1 095 млрд рублей). Рост оказался немного слабее прогнозов менеджмента (+38—40%).
Скорректированная EBITDA увеличилась на 56% г/г (до 189 млрд рублей), а рентабельность достигла 17,2%. По данным показателям компания существенно перевыполнила прогнозы — скорректированная EBITDA ожидалась на уровне 170—175 млрд рублей.


Прогноз на 2025 год


Компания планирует показать рост выручки более чем на 30% г/г, тогда как скорректированная EBITDA может составить не менее 250 млрд рублей, то есть показать рост не менее чем на 32% г/г. Несмотря на текущую рыночную волатильность, компания подчеркнула, что обладает хорошим операционным рычагом в управлении бизнесом, поэтому может быстро реагировать на рыночные изменения и подстраиваться под них. Мы полагаем, что Яндекс продолжит фокусироваться на эффективности бизнеса, оптимизируя часть расходов на фоне непростых макроэкономических условий, при этом сохраняя хорошие темпы роста в будущем. 



Рассмотрим результаты по сегментам более детально.



Поиск и портал (33% всей выручки группы за год)


Рекламный бизнес


Доля компании на российском поисковом рынке, включая поиск на мобильных устройствах, выросла до 66,4% за счет развития браузера и внедрения технологий искусственного интеллекта. Выручка сегмента выросла на 30% г/г по итогам года благодаря улучшению эффективности рекламных продуктов и расширению рекламного инвентаря. При этом рентабельность сегмента оказалась под давлением роста расходов на разработку новых продуктов и инвестиций в рекламные технологии, поэтому скорректированная EBITDA показала чуть более скромный рост, чем выручка, — +27% г/г. 


Яндекс делает ставку на развитие генеративных нейросетей. В течение всего года компания внедряла ИИ в массовые сервисы, включая Поиск, B2B-направления, Алису Про, Яндекс Маркет и другие. Это служит важным конкурентным преимуществом для компании, а также может стать мощным драйвером роста в среднесрочной перспективе.




По данным исследования Яков и партнеры, экономический потенциал ИИ в России к 2028 году оценивается в 22—36 трлн рублей. При этом рост выручки компаний и сокращение их затрат благодаря использованию ИИ оценивается в 4,2—6,9 трлн рублей — это примерно 4% от текущего ВВП.  


Один из рисков дальнейшего развития сегмента — потенциальный возврат иностранных рекламных компаний на российский рынок. Мы ожидаем, что при нормализации геополитической ситуации первыми вернутся иностранные рекламодатели, а уже потом зарубежные рекламные платформы, которым нужно больше времени для возвращения. В таком случае российские рекламные площадки, включая Яндекс, станут бенефициарами в краткосрочной перспективе. В дальнейшем доля Яндекса на рекламном рынке может сократиться, что негативно скажется на темпах роста выручки и рентабельности. Однако история показывает, что Яндекс хорошо справляется в условиях высокой конкуренции. 



Райдтех (17% всей выручки группы за год)


Такси, Яндекс Драйв, сервис аренды самокатов


По итогам года валовая стоимость заказов (GMV) выросла на 33% г/г, а выручка — на 37%. Компания продолжила инвестировать в развитие своего супераппа Яндекс Go, что оказывало давление на прибыльность сегмента. Однако негативный эффект удалось нивелировать за счет роста бизнеса на домашнем рынке, дистрибуции технологий на зарубежных рынках и масштабирования рекламной платформы. В итоге рентабельность по скорректированной EBITDA даже немного улучшилась за год — на 0,7 п.п., до 5,5%. 



Здесь и далее под рентабельностью по скорректированной EBITDA понимаем процент скорректированной EBITDA от GMV.


Электронная коммерция (24% выручки за 2024 год)


Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, Яндекс Еда и Деливери


По итогам года GMV сегмента увеличился на 48% г/г, а выручка — на 45%. Ключевым драйвером стало расширение основного бизнеса и развития рекламного направления (7% от GMV Яндекс Маркета). Компания продолжает фокусироваться на операционной эффективности сегмента, благодаря чему рентабельность по скорректированной EBITDA по итогам года улучшилась на 4,4 п.п. (до -6%). По заявлениям компании, сервис Яндекс Лавка устойчиво приносит прибыль в Москве и Санкт-Петербурге и продолжает активно расти в регионах. Тем временем Яндекс Маркет в октябре запустил новое бизнес-направление Ultima с избранными товарами и премиальным сервисом, которое тоже должно позитивно сказаться на маржинальности сегмента.




Эксперты прогнозируют, что рынок электронной коммерции в среднесрочной перспективе будет расти в среднем на 25—30% в год. При этом наиболее быстрый рост ожидается в категориях готовой еды и e-grocery, в которых Яндекс традиционно лидирует.


Доставка и другие O2O-сервисы (6% выручки)


Здесь также наблюдается рост доходов и повышение эффективности бизнеса. Так, выручка по итогам года выросла на 38%, а рентабельность по скорректированной EBITDA улучшилась на 3,1 п.п. (до -2%).





Отметим, что совокупный сегмент электронной коммерции, райдтеха и прочих направлений впервые показал положительную скорректированную EBITDA по итогам года.


Плюс (7% выручки за 2024 год)


Единая подписка на сервисы Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Книги, Яндекс Афиша и продюсерский центр Плюс Студии


Драйвером роста выручки сегмента на 47% г/г стало увеличение доходов от продаж подписки Яндекс Плюс и среднего дохода на пользователя (ARPU). Количество подписчиков экосистемы Яндекс Плюс продолжает расти активными темпами — на 29% г/г, до 39,2 млн по итогам 2024 года. При этом число платящих пользователей подскочило аж в четыре раза в годовом выражении. Отметим, что подписчики Яндекс Плюса формируют более 75% GMV на сервисах электронной коммерции и фудтеха.


При этом Кинопоиск остается лидером рынка онлайн-кинотеатров в России по числу совокупных и платных подписок по итогам четвертого квартала 2024-го, согласно данным Gfk. Тем временем  Яндекс Музыка возглавляет рейтинг российских музыкальных стриминговых сервисов.


В отличие от выручки, скорректированная EBITDA была под давлением:



роста инвестиций в продвижение контента;
увеличения расходов на персонал и маркетинг;
прочих расходов, связанных с развитием дистрибуционных механик контентных сервисов во втором квартале 2024 года.


В итоге показатель упал на 47% г/г, а рентабельность — на 2,8 п. п. (до 1,6%).



Сервисы объявлений (3% от выручки)


Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренда и Яндекс Путешествия


Выручка сегмента выросла на 41% г/г на фоне укрепления положения сервиса на рынке. При этом компания инвестировала в:



поддержку роста бизнеса в условиях временного снижения рыночной активности;
маркетинг для сохранения рыночной доли.


Это вкупе с расходами на персонал оказало негативный эффект на скорректированную EBITDA, которая опустилась в отрицательную зону на 600 млн рублей (годом ранее была прибыль).



Прочие бизнес-юниты и инициативы (9% выручки за 2024 год)


Yandex SDG, Yandex Cloud и Яндекс 360, Яндекс Образование, Устройства и Алиса, Финтех и другие экспериментальные продукты


Сегмент показывает мощный рост выручки (+57% г/г), но все еще далек от выхода на безубыточность по EBITDA: убытки за прошедший год увеличились на 64,5%. Яндекс продолжает активно инвестировать в данный сегмент, так как эти бизнесы важны с точки зрения развития новых рынков и дальнейшей диверсификации бизнеса. Компания также фокусируется на развитии В2В-сегмента. Так доля доходов от крупного и среднего бизнеса в выручке Yandex Cloud достигла 85% по итогам года.


Также активно развивается направление финтеха, оборот которого вырос в три раза за год. При этом Яндекс фокусируется преимущественно на транзакционном бизнесе: Яндекс Pay и Яндекс Сплит. 



Дивиденды и мотивационная программа


Яндекс объявил, что рассмотрит возможность выплаты дивидендов по итогам 2024 года в размере 80 руб/акция. Такая выплата может принести 1,7% дивидендной доходности к текущим ценам. Предполагается, что дивиденды могут быть выплачены в середине второго квартала 2025 года. 


Компания уже выплачивала первые в своей публичной истории дивиденды по итогам первого полугодия 2024-го после завершения редомициляции. Размер тех выплат эквивалентен ожидаемым сейчас дивидендам. Таким образом, итоговая сумма выплат за год может составить около 60 млрд рублей (доходность более 3%). На наш взгляд, дивиденды Яндекса стоит рассматривать как дополнительный бонус для инвесторов, ведь это все еще компания роста, которая сосредоточена на активном развитии бизнес-сегментов.


Отметим также, что расходы по мотивационной программе для сотрудников на основе акций по итогам 2024 года составили 92 млрд рублей. Это связано в первую очередь с закрытием сделки по реструктуризации. В будущем ожидается нормализация данного неденежного расхода. Напомним, что компания планирует регулярно проводить допэмиссию акций под мотивационную программу: ежегодно ее размер будет составлять около 2% от общего числа акций в обращении. 



Ну и что?



Мы позитивно оцениваем финансовые результаты Яндекса. Компания продолжает показывать хорошие темпы роста выручки и фокусируется на улучшении эффективности бизнеса.
Рекламный бизнес и райдтех продолжают вносить основной вклад в прибыльность холдинга. При этом направление электронной коммерции тоже продолжает идти к операционной безубыточности, а отдельные проекты этого направления уже вышли в плюс по скорректированной EBITDA.




Яндекс активно инвестирует в развитие новых технологий и продуктов, которые могут послужить существенным драйвером роста выручки компании в дальнейшем, включая технологии ИИ и финтех.




Сейчас бумаги компании торгуются с форвардным мультипликатором EV/EBITDA (учитывает прогноз на весь 2025 год) на уровне около 7,6x. Мы находим такой уровень низким, учитывая сильные позиции компании на рынке, развитую экосистему и высокую рентабельность ключевых направлений с перспективой ее улучшения в среднесрочной перспективе.


Мы обновили нашу модель по результатам за 2024 год, учли прогнозы компании на 2025-й и допэмиссию, проведенную в четвертом квартале 2024-го. В результате мы повышаем нашу целевую цену до 5 300 руб за акцию. Потенциал роста на горизонте 12 месяцев  — 13% к текущей цене. 




Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.
Весь текст дисклеймера

4621.5 ₽
-0.53%
コメントを残すには、次のことを行う必要があります 登録する
コメント (10)
сложный😎
Из последней таблицы следует, что пора продавать Яндекс и покупать хедхантер!)
а ты простой работяга или сложный?
вы ни слова не сказали о чистой прибыли и программе мотивацией, которая размывает долю акционеров, а в расходах составляет значительную часть, которые не учитываются в скорр показателя. Почему? Как вообще вам эта программа?
Скажите, вы ее держите в надежде, что менеджмент перестанет дербанить профит и поделится с вами?)
Яндекс очень хорошая экосистема. Но эти комиссии... Эти скрытые комиссии заработанные на простых работягах... А потом мы читаем про эту бешенную статистику о выручке и доходах😔
Хочу получить от Яндекса миллион рублей в виде дивидендов.
Держу в долгосрочном портфеле Яндекс с комфортной средней ценой покупки в 3550 руб 😏
Отлично, только вверх 💪💪💪
Ну всё,теперь такси подражает 😂